Эссе «Моя
педагогическая философия»
Моя школа….
Самонадеянно
и достаточно наивно говорить: это моя
школа… Здесь так много людей, которые
не в меньшей степени считают эту школу
своей. И все-таки … это моя школа! Что
же делает её такой родной? Точно уж не
парты и не стены, не компьютеры и не горы
исписанных тетрадей! Хотя как и без них…
Моя школа – это мои ученики, коллеги и
я, моя любовь, мое желание работать в
суматохе, когда теряешь счет звонкам,
когда не замечаешь, что пролетел еще
один день, такой трудный и такой
интересный!
С чем можно
сравнить работу учителя? Я бы сравнила
ее с преодолением… Преодолением себя,
своих слабостей, недостатков. Потому
что невозможно учить кого-то, если сам
понимаешь собственное несовершенство
и не работаешь над собой. Иначе со
временем ты превратишься в человека,
который хранит в своей голове конспекты
давным-давно выученных уроков и повторяет
ежегодно одно и то же, одно и то же. Разве
такая работа интересна? Разве такой
учитель может по-настоящему хорошо
учить? Риторические вопросы!
Жизнь показала,
что в наше время педагог должен быть
особенно чуток ко всем изменениям,
происходящим в мире. Руками учителей
лепится наше будущее: каким оно будет,
зависит от работы учителя. Высокопарно?
Возможно. Но это действительно так.
Ребенок, как губка, впитывает не столько
знания, сколько отношение учителя к
окружающим, его мировоззрение.
Но если
учитель не готов меняться, учиться?
Что же говорить тогда о школьниках?
Может, поэтому в начале
нового ХХI
века, по данным исследователей, только
20% ребят хотят учиться в школе? Как
учителю ответить на этот грозный вызов
времени? Кажется, замкнутый круг. И выход
из него только один - учителю нужно
учиться самому, учиться учить других,
изобретать, осваивать новое. Только
если он будет увлечен этим процессом,
он увлечет за собой и своих учеников.
Кажется, так просто! Но на деле это
означает ежечасную работу над собой.
Может
быть, где-то и можно работать по старинке.
Где-то, но не в школе! Наши дети не будут
молчаливо сидеть за партами и выполнять
задания под руководством учителя, если
эти задания им не интересны и если
учитель будет не любим ими. Да-да, не
любим! Кажется, что в современных
человеческих отношениях любовь находится
где-то на периферии. Партнерство,
сотрудничество, индивидуальный подход…
Какие только термины не характеризуют
отношения учителя и ученика! Но, как и
тысячи лет назад, все сводится к одному
: любит или не любит. От того, любит ли
учитель людей, сможет ли он в двоечнике
или троечнике увидеть человека с его
страданиями, комплексами, радостями и
бедами, зависит очень многое. Педагог,
обладающий щедрой душой, отзывчивым
сердцем, способен стать для ребенка
авторитетом, чье прикосновение, влияние
может окрылить человека, зажечь в нем
доброе и светлое. Порой единственная
фраза или слово остается с нами всю
жизнь, руководит нами, взывает к нашей
совести. Счастлив тот учитель, чье слово
отзовется в душе ребенка. Никакими
деньгами не окупить затраты души учителя!
Да и не нужно. Потому что учитель – это
особая профессия: это возможность
саморазвития, самовоспитания, где каждый
урок – новый толчок к тому, чтобы быть
лучше, умнее, интереснее, добрее, а
каждый ученик – человек, отношение к
которому – мерило твоей сердечности,
душевной щедрости и порядочности.
Честно
и ничуть не наивно говорить: это моя
школа... В этих словах нет никакой
заносчивости, собственничества и
высокомерия. Пожалуй, наоборот. Моя
школа не позволяет мне самоуспокоиться.
Она продолжает учить и воспитывать
меня. Профессия учителя – это моя
школа…
Комментариев нет:
Отправить комментарий