Моя педагогическая философия

Эссе «Моя педагогическая философия»

Моя школа….
Самонадеянно и достаточно наивно говорить: это моя школа… Здесь так много людей, которые не в меньшей степени считают эту школу своей. И все-таки … это моя школа! Что же делает её такой родной? Точно уж не парты и не стены, не компьютеры и не горы исписанных тетрадей! Хотя как и без них… Моя школа – это мои ученики, коллеги и я, моя любовь, мое желание работать в суматохе, когда теряешь счет звонкам, когда не замечаешь, что пролетел еще один день, такой трудный и такой интересный!
С чем можно сравнить работу учителя? Я бы сравнила ее с преодолением… Преодолением себя, своих слабостей, недостатков. Потому что невозможно учить кого-то, если сам понимаешь собственное несовершенство и не работаешь над собой. Иначе со временем ты превратишься в человека, который хранит в своей голове конспекты давным-давно выученных уроков и повторяет ежегодно одно и то же, одно и то же. Разве такая работа интересна? Разве такой учитель может по-настоящему хорошо учить? Риторические вопросы!
Жизнь показала, что в наше время педагог должен быть особенно чуток ко всем изменениям, происходящим в мире. Руками учителей лепится наше будущее: каким оно будет, зависит от работы учителя. Высокопарно? Возможно. Но это действительно так. Ребенок, как губка, впитывает не столько знания, сколько отношение учителя к окружающим, его мировоззрение.
Но если учитель не готов меняться, учиться? Что же говорить тогда о школьниках? Может, поэтому в начале нового ХХI века, по данным исследователей, только 20% ребят хотят учиться в школе? Как учителю ответить на этот грозный вызов времени? Кажется, замкнутый круг. И выход из него только один - учителю нужно учиться самому, учиться учить других, изобретать, осваивать новое. Только если он будет увлечен этим процессом, он увлечет за собой и своих учеников. Кажется, так просто! Но на деле это означает ежечасную работу над собой.
Может быть, где-то и можно работать по старинке. Где-то, но не в школе! Наши дети не будут молчаливо сидеть за партами и выполнять задания под руководством учителя, если эти задания им не интересны и если учитель будет не любим ими. Да-да, не любим! Кажется, что в современных человеческих отношениях любовь находится где-то на периферии. Партнерство, сотрудничество, индивидуальный подход… Какие только термины не характеризуют отношения учителя и ученика! Но, как и тысячи лет назад, все сводится к одному : любит или не любит. От того, любит ли учитель людей, сможет ли он в двоечнике или троечнике увидеть человека с его страданиями, комплексами, радостями и бедами, зависит очень многое. Педагог, обладающий щедрой душой, отзывчивым сердцем, способен стать для ребенка авторитетом, чье прикосновение, влияние может окрылить человека, зажечь в нем доброе и светлое. Порой единственная фраза или слово остается с нами всю жизнь, руководит нами, взывает к нашей совести. Счастлив тот учитель, чье слово отзовется в душе ребенка. Никакими деньгами не окупить затраты души учителя! Да и не нужно. Потому что учитель – это особая профессия: это возможность саморазвития, самовоспитания, где каждый урок – новый толчок к тому, чтобы быть лучше, умнее, интереснее, добрее, а каждый ученик – человек, отношение к которому – мерило твоей сердечности, душевной щедрости и порядочности.
Честно и ничуть не наивно говорить: это моя школа... В этих словах нет никакой заносчивости, собственничества и высокомерия. Пожалуй, наоборот. Моя школа не позволяет мне самоуспокоиться. Она продолжает учить и воспитывать меня. Профессия учителя – это моя школа…

Комментариев нет:

Отправить комментарий